В ходе первого дня семинара участники обсудили вопросы обновления городского пассажирского транспорта в ходе национального проекта «Безопасные качественные дороги». В текущем году в связи с высокой социальной значимостью данного направления работы Правительством РФ было принято решение о включении с 2021 года в состав дорожного нацпроекта нового федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». В его рамках Минтранс России оказывает содействие регионам в обновлении парков городских автобусов, троллейбусов и трамваев. О ключевых аспектах реализации нового проекта рассказал директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Алексей Бакирей.
«Мероприятия, которые проводятся в 2020-2021 годах в рамках нацпроекта, станут ориентиром для формирования мер поддержки в последующих годах, но более масштабировано. Сейчас мероприятия касаются только обновления подвижного состава, а это только одна из составляющих реформирования транспортной системы. Но в основе должна лежать доступная и понятная транспортная модель, финансово-экономическая модель перевозок всех видов транспорта», ― подчеркнул Алексей Бакирей.
Напомним, что федеральная поддержка осуществляется с применением механизма льготного лизинга на основании конкурсного отбора субъектов страны для предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств с 60% скидкой. Так, в соответствии с установленным порядком отобраны 13 городских агломераций, в которые в этом году будет поставлено 412 транспортных средств — 305 автобусов и 107 троллейбусов. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 3,5 млрд рублей.
Второй день семинара открыл заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко. Спикер подчеркнул, что цифровизация дорожного хозяйства представляет собой синергию различных процессов внедрения современных информационных технологий на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации дорог. Кроме того, необходимо сделать акцент на налаживании управления транспортными потоками в российских регионах.
«Мы должны заниматься вопросами цифровизации на всех уровнях и этапах развития дорог. Первая часть — интеллектуальная транспортная система управления дорожным движением. Вторая часть — это содержание автомобильных дорог и уличной дорожной сети. Это как планирование, так и оперативное реагирование на возникновение различного рода внештатных ситуаций: заторы, снег, аварии. Наша задача ― минимизация негативных последствий как внешнего, так и внутреннего фактора на улично-дорожной сети», ― отметил Игорь Костюченко.
Ключевой темой заключительного дня семинара стали лучшие практики внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в городских агломерациях в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и другие вопросы цифровизации отрасли. Так, в 2020 году на реализацию мероприятий по внедрению ИТС было выделено 2,85 млрд руб. 22 субъектам страны. В этом году объем федерального финансирования этого направления вырастет почти до 4 млрд руб.
Начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Олег Ступников выступил с докладом, посвященным цифровой трансформации органов государственной власти, и Росавтодора, в частности.