В первый день семинара в своём приветственном слове заместитель начальника Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Андрей Чернигов отметил, что в настоящий момент разделение встречных потоков транспорта – один из ключевых пунктов в обеспечении высокого уровня безопасности федеральных дорог, в том числе путём исключения лобовых столкновений из-за выезда автотранспорта на встречные полосы. Активная работа в данном направлении ведётся и над актуализацией нормативной базы, и над реализацией конкретных конструкторских решений.
Во исполнение плана мероприятий (дорожной карты) по оснащению четырёхполосных автомобильных дорог системами разделения встречных направлений движения, Росавтодором совместно со специалистами Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) подготовлены обновления, а также проходят стадию экспертизы технические регулирующие документы по стандартизации. С их помощью будут обновлены требования к геометрическим элементам плана, продольного и поперечного профиля автодорог.
Кроме того, Федеральным дорожным агентством при поддержке Госавтоинспекции МВД России ранее был обновлён ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Также в соответствии с дорожной картой при содействии Минстроя России внесены изменения в СП 34.133330 «Автомобильные дороги» в целях возможности оснащения четырёхполосных дорог системами разделения встречных направлений движения.
В ходе первого дня семинара участники обсудилии шумовые полосы как один из эффективных способов разделения транспортных потоков. Выполняются данные конструкторские решения из термопластиков, холодных пластиков или путём фрезерования дорожного покрытия. Подобные методики зарекомендовали себя во многих странах Европы – в Норвегии, Германии, Дании и Финляндии. Как результат – снижение количества погибших при лобовых столкновениях в среднем на 10–20%. В настоящее время шумовые полосы активно применяются и в российских регионах, в частности в Ростовской области.
На мероприятии были представлены и другие современные конструкторские решения для эффективного разделения транспортных потоков: линейка дорожных фронтальных ограждений, способы установки и сопряжения с участками барьерного ограждения; также участники поделились опытом применения фронтальных ограждений на разделительной полосе. Особое внимание было уделено барьерному ограждению для разделения потоков с отделяющейся балкой. Такое ограждение обеспечивает безопасность движения в условиях ограниченной видимости: на начальных и конечных участках на каждой стойке дополнительно устанавливаются световозвращающие элементы.
На семинаре были представлены и воротные системы – как решение для оперативного перепуска движения без применения спецтехники.
Расширение федеральных трасс до четырёх полос стало другой важной темой обсуждения. Участники семинара ознакомились с результатами работ на трассе Р-351 Екатеринбург – Тюмень в Свердловской области. К 2025 году вся дорога будет расширена до четырёх полос с разделением автомобильных потоков. В настоящий момент поэтапно вводятся в эксплуатацию отдельные участки (например, в 2019 году завершены работы на отрезке км 149 – км 168).